Мир лесных растений

Что такое лес?
Деревья
Кустарники
Кустарнички
Травянистые растения
Мхи
Лишайники
Грибы
Слизевики (миксомицеты)

Хищные птицы леса

Кто такие хищные птицы?
Семейство копиные
Семейство ястребиных
Семейство соколиные
Проблемы хищных птиц


Наш опрос

Белгород - туризм

Туризма нет
Самый чистый город
Холки, монастыри, ворскла и т.д.
Город соловьиного края

Архив новостей

Март 2009 (11)
Февраль 2009 (32)
Январь 2009 (161)

Счетчики

Rambler's Top100 ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru

ОРЛЫ, САМОЛЕТЫ И ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Категория: Проблемы хищных птиц

Память подсказывает красочные описания сражений орлов с са­молетами, время от времени появляющиеся на страницах неко­торых газет. «Беркут напал на самолет...» «Ловким маневром пи­лот избежал рокового столкновения с парой разъяренных кон­доров...» Цитировать можно долго, таких случаев описано доволь­но много.
Рискуя навлечь на себя гнев журналистов, должен сказать: практически все это маловероятно. В самых достоверных случаях можно предположить, что летчики принимали за агрессивность всего лишь любознательность орлов. Чаще же всего причиной появления таких заметок были, вероятно, случайные встречи на воздушных трассах с крупными хищниками. Мне не доводилось встречаться с королями неба в их родной стихии, но опыт лич­ного общения с ними у их собственных гнезд (где они, надо ду­мать, куда менее миролюбивы) позволяет заверить читателя: орлы на самолеты не нападают. Но есть проблемы действительно серьезные.
Бурное развитие авиации и стремительный рост скоростей поставили авиаторов перед непростой проблемой: избежать столкновения самолетов с птицами. При современных скоростях реактивных машин сила удара птицы о самолет может достигать невероятных величин — 30 тонн. Исход такого столкновения часто оказывается трагическим не только для птицы... Первое офици­ально зарегистрированное столкновение летательного аппарата с птицей, закончившееся гибелью летчика, было отмечено в Ка­лифорнии в 1912 году. А сегодня на международных конферен­циях, специально посвященных этим проблемам, ежегодные убыт­ки от таких столкновений исчисляют многими миллионами долла­ров. Чаще всего такого рода аварии происходят с военными са­молетами, но не избежали печальной участи и пассажирские лай­неры.
Львиная доля этих катастроф происходит при взлете и посад­ке, прямо на аэродромах (особенно на островах и побережьях). Виновниками столкновений чаще всего бывают чайки, буревест­ники и другие морские колониальные птицы. Попытки прямого уничтожения самих птиц и их гнездовий на аэродромах успеха не имели. После многочисленных опытов лучшим методом было при­знано все же сочетание акустического воспроизведения записей их криков ужаса с непосредственным отпугиванием птиц со­колами.
Новая область наших тревог — гибель орлов на электролини­ях. Зашагали мачты ЛЭП в безлесные степи и пустыни,— какой же орел откажется от удовольствия поохотиться с удобной при­езды, отдохнуть, оглядеться? А крылья оказались шире проме­жутков между гибельными проводами. Взмах, короткое замыка­ние — и безжизненное тело рушится к подножию бетонной опо­ры. В Волго-Уральском междуречье более 60 трупов степных ор­лов насчитали на 30 километров электролинии. В Калмыкии на 16 километрах подобрали 29 погибших степных орлов. Ситуация тревожная.
Сейчас интенсивно разрабатываются защитные устройства, предупреждающие возможность короткого замыкания при посад­ке хищника на мачту, изыскиваются средства их отпугивания от проводов высокого напряжения.
Действенным катализатором в этой сфере оказались выступле­ния прессы: очерк В. Пескова «Птицы на проводах» в «Комсомоль­ской правде», специальные подборки в «Советской России», статьи и заметки во многих других газетах и журналах. В письмах-откли­ках читатели предлагали разнообразные, подчас весьма остроум­ные решения* проблемы птицы и электричество. Совместными усилиями энергетиков и орнитологов были разработаны приспо­собления, блокирующие посадку хищников на губительные для них траверсы опор, в сочетании с удобными приездами, подняты­ми на безопасную высоту над проводами. Разные комбинации этих устройств с разной степенью успеха были опробованы в разных условиях: на макетах опор в просторных вольерах у озера Иссык-Куль, на электролиниях в Калмыкии, Поволжье, Казахстане.
Это еще не решение, а скорее его эскиз. Для окончательного выбора наиболее эффективных и экономичных защитных уст­ройств понадобятся новые, более массовые их испытания, за кото­рыми должно последовать серийное изготовление отобранных образцов. Работы впереди еще немало. Но на главный вопрос, выдвинутый общественностью 2—3 года тому назад: возможно ли спасти пернатых хищников от гибели на проводах?—специали­сты отвечают уже сегодня: да, возможно.
Сфера соприкосновения интересов человека и хищных птиц достаточно широка, а оценки деятельности пернатых хищников в разных ее областях отнюдь не единообразны. Суть общего заключения сводится к тому, что хищные птицы в целом для нас полезны и поэтому, несомненно, заслуживают нашей благосклон­ности.
Комплекс только что рассмотренных проблем есть по сути дела проявление разных граней системы: хищные птицы — чело­век. Ее противоречивость создает напряженность для каждой из взаимодействующих сторон. Справедливым будет признать, что перед хищными птицами возникли проблемы несоизмеримо бо­лее тяжкие (загрязнение среды ядохимикатами, преобразование исконных местообитаний, прямое преследование, сокращение популяций и ареалов), чем перед их партнерами по системе (кон­куренция в охотничьих угодьях да мелкие хищения на птицефер­мах).
Оптимизация отношений в системе хищные птицы — чело­век требует решений как многих частных задач, так и ряда круп­ных проблем.
Быстро нарастают скорости и объемы антропогенных преоб­разований природных экосистем. Эта специфика современности ставит перед популяциями любых видов животных жизненно важ­ную задачу — приспособление к иным, не сопоставимым с есте­ственными, скоростям крупномасштабных изменений. В этой не­простой ситуации положение разных групп, отдельных видов и даже популяций пернатых хищников не остается неизменным. К беспрерывным преобразованиям одни адаптируются лучше, другие —хуже, третьи — никак, для одних обстановка улучшает­ся, для других ухудшается, для третьих становится невыносимой, короче...

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)

Распечатать

Лес россии. Лесные растения.)

Популярные статьи